Малые архитектурные формы

land-sumy-ua-23МАФ или малые архитектурные формы — это небольшие сооружения, которые устанавливаются в садах или парках. К ним относятся беседки, трельяжи, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, светильники, фонтаны, вазоны и т.п. Практически все архитектурные формы являются также и элементами вертикального планирования и создают объем участка наравне с деревьями и кустарниками. Подобные элементы предоставляют массу возможностей организации и преобразования пространства вашего участка. Именно малые архитектурные формы способны в значительной мере изменить облик сада и раскрыть сущность его характера. Каждый архитектурный элемент кроме эстетического значения несет и функциональную нагрузку. Малые архитектурные формы, дополняющие ваш сад, имеют функциональное и декоративное назначение. Под этим невнятным названием скрывается многое — от скрытого в кустах сарая для метел до прихотливого вазона для цветов. Чаще всего к разряду малых форм относят беседки и навесы, садовую мебель и скульптуру, перголы и шпалеры, садовую анимацию. Разнообразен и материал, из которого изготавливается все это садовое великолепие: камень, дерево, металл, пластик, керамика. И при таком широком выборе главное правило, как всегда, неизменно: малые архитектурные формы должны подходить по внешнему виду к стилю дома и участка.
Для изготовления малых архитектурных форм (МАФ) могут применяться различные материалы: дерево, камень, кирпич, металл, пластик и пр. Малые архитектурные формы выполняют не только практическое назначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления сада в ландшафтном дизайне. flo3
Умение виртуозно стричь живые растения в виде обоев, бордюров или фигур ведет свое начало с древнего Рима, от эпохи Aervcra (200 — 100р до н.э.) В этот период пластика сгрижкы деревьев была очень распространена. Из стриженых растений делались надписи на газоне, фигуры птиц, зверей и людей, кораблей, фантастические здания с колоннами, вазы. Если к передней партерной части здания примыкали склоны то они тоже делились на террасы с правильными формами и пластичными, стриженными фигурами. Сады Лукул, Адриана, Плиния старшего, сады общего пользования Помпея, Юлия Цезаря, судя по сохравнишейся до нашего времени картинам рисункам и описаниям Плиния младшего, утопали в цветах разделенных подстриженными самшитом на несколько различных фигурных участков.
Существовал особый цех мастеров садового дела по формированию растений, назавились «топиариямы» оттуда и получило название искусство формовки растений — «Топиарное искусство». Материалом для стриженых форм в то время были самшит, Мирт, розмарин, тыс. Топиарное искусство (лат.) — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических, фантастических или форм зверей.
land-sumy-ua-22Топиари — сад с архитектурно сформировано раслиннистю. С падением Рима в средние века, в период упадка садово — паркового, хозяйства, Топиарное искусство было почти забыто и свелось к простейшим приемам стрижки живых изгородей.Значительное распространение здесь получили живолоты из боярышника В эпоху раннего возрождения стриженые формы растений становятся неотъемлемой частью монастырских садов VIII — XII века. Также модным становится устройства в замках и тесных городах лабиринтов. Из таких лабиринтов иснувапо только один — два выхода которые нелегко было найти. Даже занимая небольшую площадь зеленый лабиринт создавал впечатление бесконечной длины и давал возможность совершать длинные прогулки. Существует предположение, что в таких лабиринтах были спрятаны люки тайных подземных ходов из замков.
Идея создания лабиринтов с помощью живой изгороди (получивших позже чисто развлекательное значение) появилась в дальнейшем в садах XVI столетняя во Франции. XVII — XVIII столетия в России в садах Петродворца и Павловска. В XVI — XVII и начале XVIII столетняя в связи с возрождением и развитием строительства садов и парков вновь возрождается топиарного искусства. Так главную роль в итальянском садоводстве XVII века, выполняли лабиринты и ковровые партеры. Которые доводились, в то время. почти до цветной вышивки. Одновременно активно использовались выстрижены из живых растений геометрические (конусы, шары, цилиндры) и самые фантастические фигуры. Сады в стиле Италийськоговидродження можно найти и в России — подмосковная усадьба Архангельское, партер которой ограничен зелеными стенами стриженых липовых аллей. Особую популярность они получили в районах с экзотическим горным рельефом в усадьбах Южного берега Крыма и черноморского берега Кавказа.
Наибольшего расцвета в эпоху Возрождения устройство живых изгородей и стриженных форм достигло во Франции. Главным элементом Французского типа садоводства XV — XVII веков стало ритмичное разграничения сада с формированием замкнутых пространств — ковровые партеры и лабиринты. Цветочное оформление отступило на второй план а Топиарное м истецтво стало использоваться в виртуозной стрижки Характерной чертой стиля садоводства этого периода является чисто архитектурная идея, заимствована из итальянского стиля, когда сад планировался как продолжение жилья. Сам сад превращался в целый город из зеленых листьев с широкими улицами и узкими переулками, которые размещались звездообразного и заканчивались открытыми площадями. Здесь встречались галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады с красивыми сводами, опирались па живые стропила.Были здесь залы и кабинеты с окнами, дверьми, триумфальными воротами разграничены живыми стенами, фантастические руины зданий и даже фонтанов. Относительно растительности в этот период начинается массовое покорение природы искусству, подрезая деревья так, что они становились правильной конической, цилиндрической или пирамидальной формы. Но не допускалось никаких скульптур или животных. Эти странности топиариив появились лишь впоследствии. Искусство стрижки получу в то время название «зеленой пластики», или «растительного архитектиры».
Топиарное искусство находит широкое приминення и в будущем развитии так называемого «Французского стиля» в строительстве садов и парков с которого позже развился так называемый регулярный тип садов и парков, получивших распространение во многих странах, в том числе и в России.
Непревзойденным примером «зеленой пластики» стал дворцово-парковый ансамбль в Версале, построенный для короля сонпя »ЛюдовикаХИУ. При создании этого шедевра королевский художник и ландшафтный архитектор Ленотр достиг больших успехов в искусстве разбивки парка регулярного (архитектурного) стиля с симметричными посадками. Он создал целый город с фантастически подстриженными живыми изгородями. Для этого из Нормандии были завезены грабы высотой 4 — 5 м, которые образовывали высокие формируемые стены аллей. Зимой при отсутствии ярких красок, акцентив парка расставляла геометрия рисунка вечнозеленых боскетов, ограничивавшие круглые фонтаны.
В нишах вистрежених в зелени деревьев относились статуи. Использование фигурно подстриженных кустов самшита в качестве вертикалей акцентировало главные оси сада.Разогретые солнцем лавровые и самшитовые живые изгороди наполняли воздух ароматом. Проходы в боскеты различной формы открывали колонны или арки.
Боскет «зал раковин», или «бальный зал» действительно представлял собой зал с листьев деревьев с амфитеатром дерновых лавок и стен с зелеными ступенями на которых были расставлены различные вазы с фонтанами. Боскет «Зеленый театр» или «Водяной театр» состоял из зеленых стен с вмонтированными в нихложамы. Круглые боскеты были залами для отдыха, танцев, зрелищ. Были также и боскеты для прогулок — большие продолговатые с причудливый фонтанами.
К концу XVIII столетия Версальский парк пришел в упадок. Высокие стены могучих грабов были заменены дубами, кленами и липами. Лабиринты и боскеты исчезли.
Версаль повлиял не нга одну эпоху и не на один парк. Регулярное (или французский) стильякий в первую очередь находил свое применение в живых изгородях по представлениям того года наиболее соответствовал царской и королевской величия. С в м с iv и юн ним и развитием во второй половине XVIII и XIX веке природного натурального типа в садоводстве, главным элементом которого стала природа, Топиарное искусство теряет свое значение.
Эта идея возникла раньше всего во Франции, но наибольшее развитие получила в Англии. Поэтому тип садоводства первой эпохи натурализма получил название «английского парка», или «ландшафтного» который стал частью романтического стиля. Основой этого стиля является подражание природе и всяческое преследование прямых и геометичних линий. Тогдашние профессора садоводства набросились на возрастные сады и леса и начали их нещадно вырубать, высажу \ точи на их места молодые деревья. Они напали на прямые аллеи, изменяя их форму на свободные, перед этим потеряв столетние деревья.Ограждения и живые изгороди также реконструировались, превращаясь в кривые и волнистые фигуры.
В это время в Англии на первое место вышло хозяйственное значение живых изгородей, которые особую популярность получили с расширением фермерских хозяйств в XVIII и XIX столетиях. До сегодняшнего дня здесь сохранилось значительное количество старинных живых изгородей, возраст которых насчитывает более 100 лет. Общая продовжуванисть живых изгородей в Англии сейчас составляет 500 000 миль. Они представляют собой национальную гордость англичан, охраняются законом, а обладатели этих зеленых сокровищ получают от государства финансовую поддержку для их сохранения и ухода. Самая большая живая изгородь в Англии, которую ботаники и садочо пи называют садовым чудом, украшает парк Эрл Батхуст в Киренкестери. Лия ежегодной стрижки Тисовому заграждения в стране классически ухоженных саоив потребуется не менее десяти дней.
Указанный изгородь заложен в 1720 году имеет длину 155м, высоту 1 им и ширину 4,5 м. С частичным возвратом в конце XIX-го столетия до строительства регулярных садов и парков и с развитием позднее новых приемов их создания, Топиарное искусство вновь обретает свое приминення.
Началом массового использования топиарного искусства в России можно считать 1711, когда был заложен Петергофский парк на Южном побережье Финского залива в нескольких километрах от Петербурга как загородная резиденция царя. Этот парк был заложен влиянием незабываемого впечатления Петра от Версальского парка в Париже. Проект Петергофского парка составил Леблон, но строил его Растрелли потому Леблона уже не было в живых. Для создания Петергофского парка Петр стал завозить в Санкт-Петербург самшиты и тисы из Голландии, но суровые зимы в этих широтах показали невозможность использования указанных видивьрослы для живых изгородей все они погибли под снегом. Отказаться от стриженых форм Петр не смог, и тогда для их устройства стали использовать елки, можжевельники, липы. А вечнозеленые бордюры стали делать из брусники.
Пример создания Петергофского парка дает нам возможность увидеть целесообразность использования только районированных в определенных условиях выращивания видов растений.
Регулярная планировка — старинный способ в садово-парковом искусстве, который берет свое начало с «садов Вавилона и получил широкое распространение в Древней Греции, Римской империи и странах Западной Европы в XVI-XVIII века Он характеризуется использованием правильных геометрических контуров аллей и дорог, симметричными композициями, формированием стриженых деревьев.
Методы современного регулярной планировки сада. Следует подчеркнуть, что большинство парков в современных условиях создаются не в регулярном стиле. На это есть две основные причины: эстетическая и экономическая.Эстетическая заключается в том, что натуральный стиль сравнительно более разнообразен и колоритен. Экономическая причина заключается в том, шо сооружение и содержание садов регулярного стиля гораздо дороже. Ате если приходится создавать нечто аристократическое элегантное или большое, то в таком случае почти всегда приходится применять регулярный стиль.
Решающим моментом в пользу регулярного стиля считается равенство и ограниченность участка. Па невеликийьдилянци которую можно охватить одним взглядом, практически невозможно создать ландшафтный сад. Но на этом месте можно легко организовать и разместить цветник или партер. Как раз на таких местах и создаются в регулярном стиле скверы, ковровые клумбы, фонтаны с широкими и прямыми ачсямы. Если же небольшой участок для сада размещается на высоком скалистом месте или на плоскогорье с многочисленными уступами и террасами, то и там возможно применение наиболее эффективного регулярного порядке.
Элементы регулярного порядка Общей доминирующей чертой регулярной планировки считается геометрическая симметрия, то есть симметричное распределение и размещение всех элементов сада. Характерными признаками этого стиля считаются пластические и архитектурные украшения. Поэтому размещение аллей проектируется или прямолинейное, или полукруглое, перекресток дорог или прямоугольные или полукруглые, с помощью звезды, клумбы — круглые, овальные или многогранные. Группы деревьев и кустов размещаются математическим порядком. Большую роль в таких садах играют вазы, статуи, бассейны, галереи, фонтаны, каскады.
Линейные насаждения это преимущественно аллейные посадки вдоль дорог и дорожек. Они бывают свободно растущими и со сформированными кронами. Аллеи бывают однорядные, двухрядные и многорядные.
Бордюры — невысокие к (0,5 — 1 м) и неширокие насаждения деревьта кустов. Такие насаждения широко «используются для ограничения и отгораживания дорожек, полос дорожного движения, для выделения или разграничение отдельных частей сада, а также фигурных партеров.
Живая изгородь — плотные линейные насаждения из кустарников или древесных пород висотоюИ-2, Зм формирующиеся с целью получения густого, сомкнутого и непроходимого насаждения. Для их создания используют ~ виды растений с, мелкими листьями, хорошо переносят стрижку.
Живые стены — плотные линейные насаждения з.кущив абоьДеревних пород высотой 3-5 и более метров, формирующиеся с целью получения непроходимого насаждения ‘чаще всего такие насаждения используются для ограничения и отгораживания внешних границ территории, разграничение отдельных частей сада.
Боскет (от французского слова bosquet г-гай) — замкнутая участок насаждения чаще правильной сеометричнои формы, ограниченная живой изгородью, пространства внутри в эпоху барокко назывались зеленилы кабинетами с размещенными в них зеленым театром, лабиринтом, бассейном, скульптурами, беседками, партерами и даже садово -парковыми постройками. Этот вид насаждений составляет основу композиций при регулярном стиле садов. Благодаря боксетам окружающий ландшафт четко распределяется в горизонтальном плане, а такие элементы как архитектурные сооружения, скульптуры, водные бассейны и другие получают необходимый фон. Зеленые стриженные стены боксетив создают из одного вида растений: граб, липа, клен, алыча, боярышник. Tуя, ель, тис, самшит и другие.
Кабинет в боксети (фр.) — небольшая замкнутая стрижеными живыми изгородями участок или-своеобразный элемент внутренней садово-Паркон композиции регулярного или французского стиля ХУП-ХУШ вв. в Европе.
Лабиринт (греч.) — спирапьно закрученные узкие дорожки, ограничены высокими стрижеными кустами. Лабиринты могут быть овальными или прямоугольными. В России они появились в ХУПГХИХ ст. в виде прогулочных дорожек между высокими стрижеными живыми изгородями.
Партер (фр.) — горизонтальная открытая иногда немного занижена часок сада или парка, украшенная газонами, цветниками, бассейнами, фонтанами, скульптурами и другими предметами, которые вместе образуют красивую салойо-парковую композицию. Они характеризуются строгой регулярность.
Пилоны — геометрические фигуры в виде призмы, усеченного конуса, цилиндра, шара, куба, используемых в живых изгородях в местах разрывов или через определенное расстояние в верхней их части
Обои (нем.) — ряд густо высаженных деревьев, стригутся и формируются в виде зеленой стенки. Деревянная или из другого материала решетка или решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.
Формовка — обрезка или стрижка с целью придания растению определенного габитуса, не властивогого растении.
Формируемые дерева — деревья, подлежащие стрижке, сформированные в соответствии с проектом озеленения.

Ландшафтный дизайн Сумы 2011 - 2016 ©
Создание Web-сайтов - "ТриА"